Памяти Анатолия Николаевича Чередеева (к 80-летию со дня рождения)

Об этом обычно говорят в конце воспоминания, но здесь хочется сказать в начале: конечно же, рано он ушел, очень рано, чрезвычайно рано... Только-только отметили его 60-летие, и он ушел, не попрощавшись. Взял лопату, пошел копать огород и отправился в царство Вечности. И вот прошло уже, а может быть, еще только 20 лет, он там - в Вечности, а мы здесь, без него.

Наверное, это не оригинально, но я скажу: он всю жизнь шагал по оригинальности, как по прямой. Говорят: "У каждого свои тараканы.". Да. Но далеко не каждый со своими тараканами может поступить сначала в один институт - с физико-математическим уклоном, а потом понять, что это не его, бросить и поступить в медицинский. Уже в этом проявилась его оригинальность - в согласии со своими тараканами.

Его путь в науке был стандартным: аспирантура, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник и. А вот здесь уже не очень стандартно. Будучи кандидатом медицинских наук, он стал руководителем отдела иммунологии 2-го Московского медицинского института (ныне Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова) и сделал из отдела клинико-иммуноорганизующий центр всей страны, который очень многое определял, в том числе направления в клинической иммунологии, которые развивались с 1977 по 2002 г.

В эти годы А.Н. Чередеев защитил докторскую диссертацию, стал профессором. И следует учесть, что отдел иммунологии развивался в теснейших дружеских отношениях с кафедрой иммунологии того же вуза, которой руководил профессор Леонид Васильевич Ковальчук - друг, соратник, единомышленник во всем, что касалось клинической иммунологии. Этот тандем друзей-иммунологов, образовав превосходный научно-образовательный комплекс, двигал вперед клиническую иммунологию в нашей стране. При этом оба обладали бездной мужского обаяния и мужской доброты.

В жизни у нас что-то не так. 60 лет прожил человек. Мало, очень мало... И что? Да таких много очень, миллионы. Но этот человек написал кандидатскую и докторскую диссертацию - и обе про иммунологию. И таких людей, по крайней мере в нашей стране, не очень много. К иммунологии в стране нашей отношение, мягко говоря, робкое.

Так вот, Анатолий Николаевич Чередеев стал организатором Российского научного общества иммунологов (РНОИ), создал Российский иммунологический журнал (которому в этом году исполняется 25 лет). А ведь это было непросто, очень даже непросто. Надо было доказывать, обивать пороги Минздрава РСФСР. И он добился. Общество было организовано. А ведь тогда "блистало" общество иммунологов СССР. Ему говорили: "Зачем? Все мы - иммунологические братья и сестры". Братья братьями, но Россия есть Россия. Кстати, союзного общества не стало, а российское осталось. Это ли не предвидение? Он совершенно заслуженно стал первым президентом РНОИ и первым главным редактором Российского иммунологического журнала, который тащил на своем горбу. Он был россиянином до мозга костей. Разве этого мало для одного человека? Много! Честь и хвала этому Человеку, Иммунологу, первому президенту РНОИ!!!

И вечная память Анатолию Николаевичу Чередееву - Человеку с большой буквы, иммунологу с неповторимым пониманием роли иммунологии в обществе, с его огромным желанием сделать эту науку достоянием каждого врача, любой специальности, твердо верившему, что без иммунологии современная медицина не может ни существовать, ни успешно развиваться.

Можно уверенно говорить, если бы он не ушел так рано, все больше и больше врачей проникались бы ролью иммунологии. Жаль, что все так случилось. И все же клиническая иммунология, у истоков которой в нашей стране стоял профессор А.Н. Чередеев, шаг за шагом захватывает плацдарм современной медицины.

Академик В.А. Козлов, научный руководитель НИИ Фундаментальной и клинической иммунологии

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»