История создания Института иммунологии в Ташкенте

Доклад на конференции "Иммунология - основа медицины XXI века", посвященной 35-летию Института иммунологии и геномики человека АН РУз, (14-16 октября 2021 г., Ташкент, Самарканд, Узбекистан)

Глубокоуважаемые члены президиума, дорогие коллеги и друзья!

Для того чтобы осмыслить, как и почему образовался Институт иммунологии в Ташкенте, надо вспомнить, как вообще возникла иммунология в Узбекистане.

Началось с далекого 1962 г. Я был студентом I курса Самаркандского государственного медицинского института им. акад. И.П. Павлова (СамМИ). Учился на "отлично", очень много читал, разумеется, беллетристику. Родился я в медицинской семье. Отец - терапевт, мать -акушер-гинеколог. В семье царила особая атмосфера благодаря прекрасной медицинской библиотеке. И отнюдь не случайно отец как-то сказал: "Слушай, сын, я доволен тобой, твоей учебой. Но надо дополнительно заниматься клинической работой или наукой".

Я хотел быть хирургом, ходил на дежурства, ассистировал хирургам во время операций. Скоро понял, что хирургия - великая специальность, но не для меня. Я всегда тянулся к теоретическим наукам, еще со школы. Сказал об этом отцу, он посоветовал пойти к профессору У.А. Арипову. Несмотря на то что Уктам Арипович был хирургом, он занимался экспериментальной наукой, преимущественно в области радиационной медицины. Я встретился с ним и Уктам Арипович поручил мне исследование по влиянию ионизирующей радиации на регенерацию.

Все это я рассказываю для того, чтобы вы знали, как появилась иммунология в Узбекистане.

Итак, я с увлечением изучал, как облучение влияет на регенерацию. В те времена радиобиология была очень популярной наукой. Понятно, почему. Атомные бомбы, испытания, применение американцами бомбы в Хиросиме и Нагасаки. Очень многие ученые разных специальностей стали изучать влияние радиации на организм человека и животных. Я очень много читал и обратил внимание, что есть интересные публикации по влиянию радиации на иммунитет. На III курсе СамМИ я как-то зашел в книжный магазин, и мне в глаза бросилась новая книга "Иммунология лучевого поражения" Р.В. Петрова. Эта книга определила мою жизнь навсегда. Я очень быстро прочитал ее и принял решение: "Буду иммунологом!".

Через несколько месяцев после окончания СамМИ я защитил кандидатскую диссертацию под руководством академика У.А. Арипова. В то время я серьезно увлекся иммунологией. Но в Самарканде иммунологов и лабораторий иммунологии не было, поэтому стал готовиться к поездке в Москву. Главное, родители благословили.

В Москве побывал в разных лабораториях, в то время инфекционно-иммунологических. В этих лабораториях был низкий уровень науки, в Самарканде было не хуже. Я понял, что настоящая иммунология была в лаборатории Р. В. Петрова, в то время молодого доктора наук, в Институте биофизики Минздрава СССР. Приложил все силы, чтобы встретиться с Р.В. Петровым. Наконец (это было в 1968 г.) встреча состоялась. Рэм Викторович поговорил со мной и в конце беседы сказал: "Я полгода проработал в Англии, после окончания командировки привез в Институт биофизики особые линии мышей и технологии методов цитогенетического анализа. И вот уже год, как мои сотрудники должны освоить эти методы, но, к моему огорчению, ни у кого не получается. Попробуйте, может у Вас получится, даю Вам на это 3 месяца". Действительно, в то время никто не владел упомянутыми методами. Для меня это был принципиальный вопрос. Я настойчиво работал, приходил в лабораторию в 8 часов утра, уходил в 12 часов ночи. Через 3 недели я освоил методы цитогенетического анализа химеризма после трансплантации стволовых клеток. Показал всем, доказал, внедрил в практику работы лаборатории. Р.В. Петров сказал: "Теперь ты непотопляемый". И взял меня в свой коллектив. Через 2 года я защитил докторскую диссертацию, став самым молодым доктором медицинских наук в стране (до этого я был самым молодым кандидатом медицинских наук в СССР). После успешной защиты диссертации Р.В. Петров организовал встречу с заместителем министра здравоохранения СССР генералом А. И. Бурназяном. Выслушав меня, Аветик Игнатьевич сказал Р.В. Петрову: "Я вижу и понимаю его. Из него будет толк. Берем его в Институт биофизики". Через день я стал старшим научным сотрудником лаборатории Р.В. Петрова. Скоро по инициативе А.И. Бурназяна и Институте биофизики МЗ СССР была организована новая лаборатория генетического контроля иммунного ответа и мне поручили руководить этой лабораторией. Таким образом, в отделе Р.В. Петрова возник мощный иммунологический кластер - 4 лаборатории и специализированный виварий. Надо сказать, что это все было закономерно. Ведь мы были звеном большой цепи, которая называлась и называется биомедицинской безопасностью страны. Наши работы широко публиковались во всем мире, но очень важно подчеркнуть, что о нашей деятельности знали в Правительстве. Однажды даже заместитель председателя правительства Л.В. Смирнов приехал ко мне в лабораторию, беседа была удивительно интересной. Я думал, что после осмотра лаборатории он спросит о том, как мы выполняем задания Правительства и Государственного комитета по науке и технике. Однако он заинтересовался строением иммунной системы и тем, как антитела и иммунные клетки защищают организм от всего чужеродного. Наша деятельность в этом направлении привела к тому, что в 1983 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР был организован Институт иммунологии МЗ СССР. Р.В. Петров стал директором, а я - первым заместителем директора вновь созданного Института.

1-й съезд иммунологов СССР (сентябрь 1985 г.)

А теперь о самом главном: все годы моей жизни я не забывал о своей Родине. Я любил и люблю ее. Никогда не терял связи, регулярно посещал Самарканд и Ташкент, активно общался с коллегами и друзьями. Поэтому, когда я стал сотрудником Р.В. Петрова, ко мне сразу потянулись молодые люди из Самарканда, Ташкента, Бухары и из некоторых других городов. Это было потрясающе - такой большой интерес к иммунологии у молодежи Узбекистана. Во времена моей работы в Институте биофизики МЗ СССР я подготовил большие когорты экспериментальных и клинических иммунологов в уже упомянутых городах Узбекистана. А когда организовался Институт иммунологии в Москве, у меня постоянно были аспиранты и докторанты из Узбекистана. Я горжусь тем, что подготовил большое количество докторов и кандидатов наук для Узбекистана.

А далее события развивались необычайно интересно. Р. В. Петрова и меня пригласили в Кремль для беседы о будущем иммунологии в стране и о ее структурной организации. Надо напомнить, что наш Институт иммунологии был головным в стране. Нас хорошо финансировали и мы даже организовали с хорошим обеспечением (оборудование, реактивы и пр.) более 100 центров и лабораторий иммунологии по всему Советскому Союзу. И теперь нам делают предложение и задают вопросы: есть план организации филиалов Института иммунологии в стране, в разных республиках и регионах, предполагается создание 6-10 филиалов. Скажите: "Где мы будем организовывать 1-й филиал?" Р.В. Петров молча смотрел на меня, я попросил слово и сказал: "В Узбекистане". На меня удивленно посмотрели и спросили: "Почему?" Я ответил: "Потому что именно в Узбекистане одна из самых сильных групп иммунологов, подготовленных в Москве". Ответ был: "Понятно, хорошо, поезжайте в Ташкент для беседы с руководством".

Коллектив филиала Института иммунологии (в центре - академик Р.М. Хаитов)

Спустя несколько дней делегация в составе академика Р.В. Петрова, помощника Л.В. Смирнова - А.Е. Панова и меня направилась в Ташкент. Нас принял 1-й секретарь ЦК компартии Узбекистана Ш.Р. Рашидов. Мы рассказали ему о поручении партии и правительства. Шараф Рашидович был очень умным и мудрым руководителем. Когда мы объяснили ему цель своего визита, планы руководства, он сказал, что это очень важно, серьезно, перспективно и он полностью согласен.

Затем спросил: "Где будем организовывать филиал вашего института?". Р.В. Петров и А.Е. Панов смотрят на меня, и я понял, что должен высказаться.

Я ответил: "Шараф Рашидович, я считаю, что филиал нашего института должен быть организован в Самарканде". Шараф Рашидович задал вопрос: "Почему?". Я ответил: "Потому, что в Самарканде очень много моих учеников". Ш.Р. Рашидов улыбнулся и спросил: "А в Ташкенте?". Я ответил, что и в Ташкенте тоже много учеников, кандидатов и докторов наук по иммунологии. Подумав, Шараф Рашидович молвил: "Хорошо, дадим землю в Самарканде, поможем со строительством, полагаю, лет через 5 все будет готово". Помедлил и добавил: "Есть другой вариант - если филиал Института иммунологии запланируете в Ташкенте, думаю, через 2 недели получите здание".

Мы, конечно, согласились. Было бы здание, а сотрудники уже подготовлены со времен Института биофизики и Института иммунологии МЗ СССР. И спустя некоторое время, согласно постановлению ЦК КПСС, Совета министров СССР и 3-го главка Министерства обороны СССР от 26 июня 1984 г. за № 670-151, был организован филиал Института иммунологии. По моему представлению было организовано Узбекское научное общество иммунологов. Председатели - мои ученики, в настоящее время общество возглавляет Т.У. Арипова. Все они защитили докторские диссертации в Москве.

Спустя некоторое время Р.В. Петров был избран вице-президентом АН СССР, а я назначен директором Института иммунологии МЗ СССР. А в Узбекистане получила развитие современная иммунология: фундаментальная, прикладная (т.е. клиническая) и образовательная. Хочу особо подчеркнуть, что все годы, начиная с момента создания филиала Института иммунологии, мы очень тесно и продуктивно сотрудничали, было очень много совместных работ по иммунологии, иммуногенетике и аллергологии. Я часто бывал в филиале, читал лекции, мы обсуждали тематику совместных работ. Это были замечательные памятные годы, которые я постоянно вспоминаю.

Но нет Советского Союза, Узбекистан стал независимой республикой. В 1994 г. Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан № 134 от 11 марта филиал был признан самостоятельным Институтом иммунологии Академии наук РУз.

Я рад и горжусь тем, что институт, в создании которого я принимал участие, успешно функционирует. Работы Института иммунологии и геномики человека АН Республики Узбекистан известны во всем мире. Я горжусь своей ученицей, которая защитила кандидатскую и докторскую диссертации при моем руководстве. Речь идет о директоре Института академике Т.У. Ариповой. Вы уже прослушали ее доклад о достижениях института за 35 лет. Все мы еще раз убедились, что нужный человек в нужное время оказался в нужном месте. Она - хроший научный сотрудник и отличный организатор, лидер, умеет объединить людей вокруг себя и всегда сохраняет дружеские связи с товарищами по работе в Узбекистане, в России и в других странах.

Желаю всем здоровья, успехов, благополучия, счастья!

Спасибо за внимание.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»