Здоровье иммунной системы: путь, который еще не пройден

Конференция "Здоровье иммунной системы", прошедшая в онлайн-режиме 18 марта 2022 г. в Центральной медицинской академии последипломного образования, началась с минуты молчания в память академика РАН Рахима Мусаевича Хаитова. С Рахимом Мусаевичем автор статьи на протяжении многих лет сотрудничал как член редакционной коллегии журнала "Иммунология", главным редактором которого являлся Р.М. Хаитов. Поздравляя его с наступающим 2022 г., я отметил заметный прогресс журнала "Иммунология": неизменно высокий научный уровень публикуемых материалов, широкий тематический охват, растущий индекс цитирования, высококачественная бумага, современная полиграфия, возможность размещения цветных фотографий и схем на любой странице журнала, а не только в виде вклеек. Рецензент журнала всегда держит экзамен перед главным редактором, особенно, когда выносит отрицательный вердикт по рассматриваемой статье, и здесь Рахим Мусаевич всегда находил верные слова, позволявшие максимально сгладить негативную реакцию авторов по отношению к рецензенту. В ответном послании Рахим Мусаевич заверил, что и дальше развитию журнала будет уделяться должное внимание. На снимке, сделанном в Шереметьевском дворце на бывшей улице Грановского, Рахим Мусаевич делает доклад на нашей конференции, посвященной 400-летию Кремлевской медицины. Светлая ему память.

Регулярные иммунологические конференции на базе иммунологической лаборатории Центральной клинической больницы (ЦКБ) начали проводиться с 1997 г. Снимок, сделанный 25 лет назад с террасы зимнего сада главного корпуса, запечатлел созвездие российских ученых, каждый из которых достоин отдельного рассказа. Одна из главных тем того времени - иммунохимическая диагностика парапротеинемий как основы раннего выявления опухолей иммунной системы. Импульсом развития исследований в этой области послужили работы, выполняемые сотрудниками МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского проф. Е.В. Чернохвостовой и канд. биол. наук Т.Н. Баталовой. В те годы, ограниченные финансовыми и техническими возможностями небольшого института, они по принципу "голь на выдумки хитра" предложили использовать коммерческие антисыворотки, при получении которых не проводилось истощения антигенного белка по легким (L) цепям IgG (в отличие от западных производителей). Это были, по сути, анти-IgGκ-сыворотки, так как κ-цепи обладали значительно большей иммуногенностью, чем λ-цепи. В иммунодиффузии преципитат -парапротеина оказывался менее интенсивным, так как в его образовании участвовали только γ-, но не λ-цепи. В результате возникали двойные преципитационные кольца, более интенсивные за счет нормальных иммуноглобулинов и светлые за счет парапротеина. Вклад каждого из белков можно было оценить количественно. К сожалению, это направление диагностики не нашло должного развития. Наступала эра нефелометрии, позволяющая ускорить и автоматизировать выявление сывороточных белков. Однако так и не удавалось распознавать и количественно оценивать патологические белки, если их концентрации не превышали нормальных значений. Более того, вообще могло не быть реакции на появление парапротеина. Это во многом обесценивало автоматизированное выявление парапротеинов. Однако сохранить в арсенале иммунологической лаборатории метод простой радиальной иммунодиффузии не удалось: для формирования преципитационных колец требовалось слишком много времени - до 3 суток, а при нынешних темпах выдачи лабораторных результатов - это непозволительная роскошь. К сожалению, это не единственная потеря для арсенала иммунологической лаборатории: сами лаборатории как самостоятельные административные единицы сохранились сегодня только в научно-исследовательских институтах (НИИ). Этим объясняется увеличение роли образовательных иммунологических конференций, проводимых на базе клинической больницы, подобно нашей.

Конференция, посвященная 400-летию Кремлевской медицины (2000 г.). На трибуне академик РАН Р.М. Хаитов

Участники конференции "Клиническое применение препаратов иммуноглобулинов" (1997 г.)

Первый тематический семинар-конференция был проведен нами еще в 1995 г. В нем принял участие специалист в области микроанализа Люк Бине (Luc Binet, Швейцария), с которым все эти годы мы сохраняем дружеские отношения.

Первая конференция была проведена нами 25 лет назад (см. панорамный снимок), а традиция проведения регулярных иммунологических конференций зародилась в 2000 г. с празднования 400-летия Кремлевской медицины. Уже тогда нам удалось привлечь к работе конференции многих специалистов. С программным докладом на ней выступил главный внештатный консультант по иммунологии Четвертого главного управления Минздрава России акад. Р.В. Петров, который ради этого даже отложил запланированный вылет в США. В те времена конференции проводились в творческом содружестве с главным аллергологом управления проф. Л.А. Горячкиной, имевшей опыт проведения конференций по аллергологии. Но в таком формате однодневная конференция оказывалась явно перегруженной, хотя и отражала историческую хронологию становления клиники иммунозависимых заболеваний в нашей стране: школа клинических аллергологов, основанная академиком А.Д. Адо, возникла на 10 лет раньше иммунологической, основоположником которой стал Р.В. Петров. Программа конференции на 75-80 % имела аллергологическую направленность. Мы попытались уравнять тематический крен, уделив больше внимания характеристикам иммунной системы и путям ее коррекции в случае иммунодефицитов, иммунотропных инфекций, аутоиммунной патологии, онкологии. Эти конференции получили название "Здоровье иммунной системы".

Метод выявления двойных преципитационных колец, предложенный проф. Е.В. Чернохвостовой и канд. биол. наук Т.Н. Баталовой

В нашей стране первые клинические иммунологи появились на кафедре госпитальной педиатрии 2-го МОЛГМИ (зав. акад. В.А. Таболин), что совершенно логично: на стыке 1960-1970-х годов иммунодефициты ассоциировались с ранним детским возрастом. Аспиранты и ординаторы кафедры, в будущем доктора медицинских наук Л.Н. Хахалин, Л.А. Гомес, М.Н. Ярцев последовательно возглавляли отделение детских иммунодефицитов в созданном к тому времени Институте иммунологии. Нынешнее время для ведущего конференции, а также для ее участников-академиков является этапным, и это дает право перелистать некоторые страницы становления клинической иммунологии в стране, свидетелями и участниками которого мы оказались.

Варианты случаев невыявления парапротеина при нефело- метрии

Иммунологическая конференция в ЦКБ (1995 г.). Выступает профессор Л. Бине (Швейцария)

Мой путь в клиническую иммунологию лежал через кафедру госпитальной педиатрии 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова, куда я пришел во время учебы на III курсе педиатрического факультета и где встретил своего сокурсника Николая Володина. На кафедре нас, младшекурсников, направили в филиал Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ), располагавшейся, как и кафедра, на базе легендарной Городской детской клинической больницы № 13 им. Н.Ф. Филатова. Работу лаборатории патронировал молодой доцент кафедры Ю.Е. Вельтищев. При нас он защитил докторскую диссертацию и вскоре после этого был назначен директором московского НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РСФСР. Нас, молодых кружковцев, "прикрепляли" к наставникам из числа студентов-старшекурсников, которых в свою очередь курировали преподаватели кафедры или сотрудники ЦНИЛ. Большой удачей для меня стало шефство старшекурсника Л. Хахалина, который при патронаже старшего научного сотрудника ЦНИЛ З.Н. Фоминой стал развивать новое направление - диагностику болезней иммунной системы. Лев - человек незаурядный, печатался в популярном литературном журнале "Юность", он и увлек меня проблемами иммунодефицитов. Но к ним еще надо было подступиться: не существовало надежных методов оценки уровней иммуноглобулинов в крови. Осаждение сывороточных белков сульфатом аммония было на тот момент наиболее приемлемым методом, он и сейчас используется при получении иммуноглобулинов в промышленном объеме. Диссертация была готова, прошла апробацию, и в этот момент Лев Николаевич заявил, что методы осаждения недостаточно точны для количественной оценки содержания белка в биожидкостях и не могут конкурировать с появившимся на тот момент методом простой радиальной иммунодиффузии (Mancini, Carbonara, Heremanse, 1965). Им было принято решение взять новый метод в основу своей работы, что означало повторить ее с нуля! Этот подвиг был оценен: его пригласили возглавить отделение иммунодефицитов в созданном Институте иммунологии, в который он позвал и других кружковцев.

А моя дорога в клиническую иммунологию пролегла иначе: Ю.Е. Вельтищев пригласил ростовчанина Д.В. Стефани возглавить лабораторию иммунологии в его институте, и я в числе нескольких молодых сотрудников кафедры был направлен на рабочее место в этот институт для разработки и внедрения новых методов иммунодиагностики. Сотрудничество Д.В. Стефани и Ю.Е. Вельтищева оказалось весьма плодотворным. Их совместный труд "Клиническая иммунология детского возраста" (Медицина, 1977, 280 с.) выдержал несколько изданий и до сих пор читается с интересом. Дальнейший научный путь привел меня к учителю Д.В. Стефани - А.Я. Кульбергу в ИЭМ им. Н.Ф. Гамалеи, где он возглавлял лабораторию иммунохимии. В небольшой лаборатории, оснащенной наисовременнейшим оборудованием, мне привили культуру постановки иммунохимического анализа. Там же была подготовлена первая статья с моим соавторством, опубликованная в международном профильном журнале и посвященная изучению естественных антиглобулиновых факторов - агглютинаторов (IgG анти-Fab2), оказавшихся информативными при оценке здоровья иммунной системы новорожденных, а также в диагностике некоторых опухолей и аутоиммунных заболеваний. Но вот подготовлена кандидатская диссертация, предстоял выбор дальнейшего пути. И этот выбор был сделан не без участия Д.В. Стефани: по его рекомендации я отправился к Д.Б. Сапрыгину, предложившему мне создать в Центральной клинической больнице Четвертого главного управления Минздрава СССР отделение радиоиммунологического анализа - нового на тот период метода исследования, один из авторов которого Розалин Ялоу (R. Yalow) за месяц до присуждения ей Нобелевской премии (1976 г.) приезжала в Москву с лекциями о диагностических возможностях этого метода. Метод радиоиммунологического анализа, обладающий уникальной чувствительностью, лег в основу набора для определения концентраций свободных легких цепей (СЛЦ) в биожидкостях, разработанного в сотрудничестве с Минским научно-исследовательским институтом биоорганической химии (МНИИБОХ) - головным институтом по разработке радиоиммунологических (РИА) диагностических наборов в СССР (зав. лабораторией медицинского микроанализа д-р мед. наук Н.В. Пивень). Технологическая сложность разработки такого метода заключалась в том, что нужно было получить антисыворотку, реагирующую с легкими κ- и λ-цепями иммуноглобулинов по детерминантам, демаскирующимся в условиях свободной от тяжелых цепей IgG циркуляции. Минчанам сопутствовала редчайшая удача: с помощью своих питерских коллег им удалось получить нужные антитела, выделенные от больных, страдающих болезнью легких цепей (белки Бенс-Джонса). Эти разработки мы использовали в созданном нами отделении гуморального иммунитета - прообразе будущей лаборатории клинической иммунологии ЦКБ. Клеточная составляющая лаборатории клинической иммунологии формировалась под патронажем проф. В.В. Суры, зав. отделением нефрологии ЦКБ и зав. отделом ЦНИЛ. Он привлек к работе д-ра мед. наук И.С. Гущина, в последующем - члена-корреспондента РАН. Объединить два подразделения - клеточного иммунитета и радио- иммунологии - в лабораторию клинической иммунологии удалось, но не сразу и вплоть до нынешнего года она существовала в составе лабораторной службы больницы, когда почти все профильные лаборатории больницы были объединены в одну по примеру других лечебно-профилактических учреждений страны.

Проф. Л.А. Горячкина - главный аллерголог Управления делами Президента Российской Федерации

Конференции на базе иммунологической лаборатории ЦКБ стали регулярными с 1997 г., т. е. им уже 25 лет. На конференции 1997 г. в числе основных обсуждаемых вопросов была иммунодиагностика парапротеинемий - актуальная для нас тема с учетом возрастного распределения обслуживаемого контингента. Последним обстоятельством объяснялось и повышенное требование к оформлению докладов, публикации которых могли бы применяться врачами как справочный материал. Блок материалов онкологических разделов конференции представлялся работами по диагностике и мониторированию опухолей различных локализаций. Именно фрагменты иммуноглобулинов, обнаруженные 175 лет назад в моче в виде криоглобулинов, в последующем были идентифицированы как свободные легкие цепи иммуноглобулинов (СЛЦ). Они и стали самыми "древними" онкомаркерами, причем появление их в крови - ранний признак развития опухоли иммунной системы. С огромным временным отрывом были описаны другие опухоль-ассоциированные белки, им традиционно уделялось внимание на наших конференциях.

(Продолжение см. в следующем номере журнала.)

Академик В.А. Таболин, канд. мед. наук Т.А. Румянцева, проф. Н.Е. Андреева, член-корр. РАМН Н.С. Кисляк, проф. Е.В. Самочатова (1997 г.)

В.В. Сура - идеолог создания иммунологической лаборатории

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»