Академик Р.М. Хаитов и развитие последипломного образования в области иммунологии и аллергологии

Резюме

Начиная с 1980-х гг. со стороны специалистов различных областей медицины наблюдается повышение интереса к иммунологии как науке и клинической дисциплине. Нейроиммуноэндокринная регуляция процессов жизнеобеспечения организма признана в мире основополагающей. Преподавание студентам иммунологии в нашей стране началось в 1971 г. под руководством академика РАН Р.В. Петрова на курсе неинфекционной иммунологии с основами иммуногенетики. Первая кафедра иммунологии II Московского медицинского института имени Н.И. Пирогова (II МОЛГМИ) под руководством Р.В. Петрова была создана в 1974 г. В 1982 г. был издан первый учебник иммунологии. Новые современные учебники по иммунологии и аллергологии были созданы под руководством академика РАН Р.М. Хаитова, включая его учебник "Иммунология", выдержавший 4 издания. Логическим продолжением развития образования в области иммунологии и аллергологии стало формирование системы последипломного образования для медицинских работников. Одна из первых кафедр клинической иммунологии и аллергологии для обучения врачей была создана Р.М. Хаитовым в 1990 г. в Институте повышения квалификации ФМБА России. Эту кафедру он возглавлял до 2017 г. С 2021 г. по настоящее время кафедрой заведует член-корреспондент РАН М.Р. Хаитов. В настоящее время кафедра является структурным подразделением Академии постдипломного образования Федерального научно-клинического центра специализированных видов медицинской деятельности и медицинских технологий ФМБА России и базируется в ФГБУ "ГНЦ Институт иммунологии" ФМБА России. Со времени создания Р.М. Хаитовым кафедры клинической иммунологии и аллергологии в 1990 г. пройден большой путь. Усовершенствованы программы подготовки специалистов в ординатуре, программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации по специальности "аллергология и иммунология", разработаны программы первичной и периодической аккредитации.

Ключевые слова:иммунология; аллергология; высшее образование; последипломное образование; непрерывность иммунологического образования; профессиональная подготовка врачей иммунологоваллергологов

Для цитирования: Хаитов М.Р., Маркова Т.П. Академик Р.М. Хаитов и развитие последипломного образования в области иммунологии и аллергологии. Иммунология. 2023; 44 (1): 7-15. DOI: https://doi.org/10.33029/0206-4952-2023-44-1-7-15

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Авторы внесли равный вклад в написание статьи.

Преподавание иммунологии и аллергологии: от вузов к последипломному образованию

Начиная с 1980-х гг. наблюдается повышение интереса различных научных направлений биомедицины к иммунологии как науке и клинической дисциплине. Иммунологический контроль в комплексе с нервной и эндокринной системами является важной частью регуляции процессов жизнеобеспечения организма. Понимание и знание патогенеза и иммунопатогенеза заболеваний необходимо для грамотного применения новых лекарственных препаратов, включая таргетную терапию.

Преподавание иммунологии студентам в системе высшего образования в нашей стране началось под руководством академика Р.В. Петрова в 1971 г. на курсе неинфекционной иммунологии с основами иммуногенетики. Первая кафедра иммунологии была создана Р.В. Петровым в 1974 г. во II Московском медицинском институте имени Н.И. Пирогова (II МОЛГМИ) (сейчас - РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России). В 1982 г. Р.В. Петровым был издан первый учебник "Иммунология" [1, 2]. Стремительное развитие иммунологии потребовало открытия кафедр в других медицинских университетах и институтах (Смоленск, Курск, Орел, Томск, Новосибирск, Челябинск). В 1986 г. был подписан приказ Минздрава РСФСР "Об организации кафедр иммунологии с аллергологией в медицинских вузах" [1]. После Р.В. Петрова кафедрой иммунологии II МОЛГМИ заведовал его ученик профессор Л.В. Ковальчук, затем - профессор Л.В. Ганковская. С 2022 г. заведующим кафедрой является член-корреспондент РАН профессор М.Р. Хаитов.

Кафедру иммунологии и аллергологии Первого Московского медицинского университета имени И.М. Сеченова Минздрава России возглавляет академик РАН А.В. Караулов. Создание специализированных кафедр клинической иммунологии и аллергологии было необходимо из-за небольшого объема преподавания этих дисциплин для студентов и недостатка знаний врачей в этой области.

Современные учебники по клинической иммунологии были созданы академиком Р.М. Хаитовым. Его учебник "Иммунология" выдержал 4 издания (2006, 2011, 2016, 2021 гг.), это единственный в нашей стране официальный учебник, рекомендованный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации для использования в системе высшего профессионального образования [3]. Также следует отметить учебник Р.М. Хаитова, Г.А. Игнатьевой, И.Г. Сидоровича "Иммунология. Норма и патология" (2010 г.) [4].

Будучи главным аллергологом-иммунологом Минздрава России, академик Р.М. Хаитов уделял большое внимание совершенствованию профессионального уровня врачей аллергологов-иммунологов и внес существенный вклад в развитие последипломного образования в области клинической иммунологии и аллергологии. В 1995 г. по инициативе Р.М. Хаитова в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей была введена новая специальность "врач аллерголог-иммунолог", что было закреплено в 1999 г. соответствующим приказом Минздрава России [1].

Необходимость подготовки аллергологов-иммунологов полностью оправдана и связана с широкой распространенностью аллергических заболеваний и иммунопатологий. У 20-25% населения разных стран диагностированы аллергические заболевания. Повышается количество пациентов с аутоиммунной патологией, иммунозависимыми заболеваниями. Создание лечебных моноклональных антител для проведения таргетной терапии требует специалистов, обладающих соответствующими знаниями, способных оценить эффективность такой терапии и квалифицированно ее применить. Изучение иммунотропных препаратов и механизмов их действия открывает новое понимание патогенеза иммунозависимых заболеваний и ставит задачи подготовки кадров, способных назначить эффективную терапию.

Одна из первых кафедр клинической иммунологии и аллергологии для обучения врачей была организована Р.М. Хаитовым в 1990 г. одновременно с созданием Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Третьего Главного управления Министерства здравоохранения СССР. Р.М. Хаитов руководил этой кафедрой с 1990 по 2017 г. В 2021 г. кафедру возглавил член-корреспондент РАН, профессор, д-р мед. наук М.Р. Хаитов. Сейчас кафедра является структурным подразделением Академии постдипломного образования (новое название Института повышения квалификации) при Федеральном научно-клиническом центре специализированных видов медицинской деятельности и медицинских технологий ФМБА России и базируется в ФГБУ "ГНЦ Институт иммунологии" ФМБА России.

Среди врачей лечебного профиля слушателями кафедры являются аллергологи-иммунологи, терапевты, педиатры, инфекционисты, пульмонологи, врачи поликлиник, стационаров, научные работники. Под руководством Р.М. Хаитова была отработана методология повышения квалификации врачей различных специальностей в области клинической иммунологии и аллергологии. С 2005 г. кафедра проводит подготовку медсестер по специальности "Сестринское дело" на цикле "Сестринское дело в аллергологии". С 2007 г. проводится подготовка фельдшеров-лаборантов на цикле "Современные методы исследования в иммунологии". С 2010 г. аллергологи-иммунологи могут повышать квалификацию на цикле "Специфическая иммунотерапия" и знакомиться с новыми направлениями терапии аллергических заболеваний.

Кафедра осуществляет послевузовскую профессиональную подготовку аллергологов-иммунологов, профессиональную переподготовку врачей лечебного профиля (врачи-терапевты, врачи общей практики, врачи-педиатры) на цикле профессиональной переподготовки (специализация) (576 ч), в ординатуре по специальности 31.08.26 "Аллергология и иммунология", в аспирантуре по специальности "3.2.7. Аллергология и иммунология" (новое название c 2023 г. "3.2.7. Иммунология").

На кафедре проводятся циклы повышения квалификации "Аллергология и иммунология" (144 ч), циклы в системе непрерывного медицинского образования длительностью 36 и 72 ч. Разработаны и осуществляются 12 программ повышения квалификации врачей и 4 программы для среднего медицинского персонала, позволяющие всесторонне подготовить специалистов к периодической аккредитации по специальности.

Задачи последипломного образования

Основные задачи кафедры - подготовка аллергологов-иммунологов по специальности "Аллергология

и иммунология", повышение квалификации подготовленных специалистов и среднего медицинского персонала, а также обучение врачей лечебного профиля, интересующихся клинической иммунологией и аллергологией, иммунодиагностикой.

В чтении лекций и проведении занятий на кафедре клинической иммунологии и аллергологии принимали и принимают участие известные в России и за рубежом ученые - специалисты в области фундаментальной и клинической иммунологии и аллергологии: профессор, д-р мед. наук А.А. Ярилин; профессор, д-р мед. наук А.А. Польнер; профессор, д-р мед. наук И.Г. Сидорович; член-корреспондент РАН, профессор, д-р мед. наук Л.П. Алексеев; профессор, д-р мед. наук Б.В. Пинегин; д-р мед. наук Т.Г. Федоскова; профессор, д-р мед. наук Л.В. Лусс; д-р биол. наук Г.О. Гудима; профессор, д-р мед. наук И.В. Нестерова; профессор, д-р мед. наук Т.П. Маркова; д-р мед. наук Н.В. Шартанова; д-р мед. наук Ю.С. Смолкин; доцент, канд. мед. наук А.И. Мартынов; доцент, канд. мед. наук И.В. Тарасова; доцент А.Г. Чувирова; доцент, канд. мед. наук Н.В. Хорошилова, старший преподаватель И.В. Кожинова.

Тематика научных исследований кафедры - диагностика и лечение аллергических и иммунозависимых заболеваний. Сотрудники руководят подготовкой кандидатских и докторских диссертаций. Кафедра регулярно принимает участие в организации школ по аллергологии и иммунологии на международных конгрессах Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов (РААКИ), международных конгрессах по молекулярной иммунологии (IMAC), конференциях и съездах Ассоциации детских аллергологов и иммунологов России (АДАИР).

На созданной Р.М. Хаитовым кафедре клинической иммунологии и аллергологии прошли обучение более 7200 специалистов. В процессе обучения проводятся лекции, семинары, практические занятия, симуляционное обучение, вебинары, используются интернет-ресурсы, дистанционное обучение. На образовательном портале www.SDO.medprofedu.ru выложены слайд-лекции и видеоматериалы. Материалы для обучения регулярно пополняются новыми данными. Кафедра живет и работает в современном ритме на основании соответствующих законов и приказов (2011, 2012, 2013, 2015, 2016, 2017 гг.) [5-10].

Повышение частоты аллергических реакций и заболеваний среди населения в мире ставит задачу разработки программ повышения квалификации и подготовки врачей различных специальностей для оказания медицинской помощи при анафилактическом шоке. На кафедре разработана программа "Анафилактический шок и анафилаксия. Дифференциальный диагноз". Специалистами кафедры выпущено учебно-методическое пособие "Механизмы аллергических реакций" (Гудима Г.О., Кудлай Д.А., Хаитов М.Р.) [11].

Пандемия SARS-COV2-инфекции и COVID-19 показала значимость мукозального и врожденного иммунитета, включая сигнальные рецепторы врожденного иммунитета (паттерн-распознающие - PRR). Их взаимодействие с патогенами, лекарствами (антибиотики, иммунотропные препараты) имеют значение для поддержания защитной функции и активности слизистых оболочек. Проникновение патогенов в организм человека чаще происходит через слизистые (респираторный и желудочно-кишечный тракт, мочеполовая система), кожу при наличии повреждений и воспаления. На кафедре была разработана программа повышения квалификации "Вакцинация и профилактика респираторных инфекций. COVID-19". За 2020-2022 гг. обучение прошли более 450 человек.

Актуальна задача воспитания здорового поколения и изучения особенностей иммунной системы детей. Опубликована монография Т.П. Марковой "Часто болеющие дети. Взгляд иммунолога" (2014 г.) [12]. Получен патент на изобретение (авторы - А.Г. Чувирова, М.Н. Ярцев) [13].

Разработаны и приняты программы первичной аккредитации для ординаторов и слушателей профессиональной переподготовки по специальности "Аллергология и иммунология" Программы повышения квалификации соответствуют Федеральному государственному стандарту (ФГОС).

В соответствии с Федеральным государственным стандартом 2014 г. [14] врач аллерголог-иммунолог должен владеть следующими профессиональными компетенциями.

Профилактическая деятельность: готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1); готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения (ПК-2); готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3); готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4); диагностическая деятельность: готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5).

Лечебная деятельность: готовность к ведению и лечению пациентов с аллергологическими и (или) иммунологическими заболеваниями (ПК-6); готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к участию в медицинской эвакуации (ПК-7); реабилитационная деятельность: готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации (ПК-8).

Психолого-педагогическая деятельность: готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9).

Организационно-управленческая деятельность: готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10); готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11); готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к медицинской эвакуации (ПК-12).

При разработке программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы ординатуры. При разработке программы ординатуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений. При разработке программы ординатуры организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

Со времени создания Р.М. Хаитовым кафедры клинической иммунологии и аллергологии в 1990 г. пройден большой путь. Последипломное образование постоянно развивается. Кафедра активно работает над созданием новых образовательных программ, подготовкой учебной литературы, отражающей современных уровень развития иммунологии и аллергологии. Усовершенствованы программы подготовки специалистов в ординатуре, профессиональной переподгототовки, повышения квалификации по специальности "31.08.26. Аллергология и иммунология", разработаны программы первичной и периодической аккредитации, в 2023 г. начинает действовать новый ФГОС.

Подготовлены учебники, учебно-методические пособия, основы дистанционного обучения. Вышли в свет монографии "Антицитокиновая терапия аллергических заболеваний: молекулярно-иммунологические механизмы и клинические основы" (Хаитов М.Р., Шиловский И.П., 2021 г.) [15], "Биомедицинская безопасность: иммуногенетика и коронавирусная инфекция" (Хаитов Р.М., Скворцова В.И., Хаитов М.Р., 2022 г.) [16]. В 2023 г. планируется выход 3-го издания фундаментального труда "Иммунология. Атлас" (Хаитов М.Р.), 2-го издания учебно-методического пособия "Механизмы аллергических реакций". Образовательный процесс успешно развивается вместе с прогрессом иммунологии и аллергологии.

Литература

1. Караулов А.В., Ганковская Л.В., Гариб Ф.Ю. Современное преподавание иммунологии: традиции и актуальные тенденции. Иммунология. 2021; 42 (5): 461-65. DOI: https://doi.org/10.33029/0206-4952-2021-42-5-461-465

2. Ганковская Л.В. С иммунологией навсегда! Иммунология. 2020; 41 (2): 164-6. elibrary ID 42985460

3. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. 520 с. ISBN: 978-5-9704-6398-7

4. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология. Норма и патология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : ОАО Издательство "Медицина", 2010. 752 с.: ил. ISBN 5-225-03461-6

5. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

7. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".

8. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 г. № 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки".

9. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 г. № 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов".

10. Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ".

11. Гудима Г.О., Хаитов М.Р., Кудлай Д.А. Механизмы аллергических реакций (учебно-методическое пособие). Москва : ГЭОТАР-Медиа. 2022. 80 с. ISBN: 978-5-9704-6982-8

12.  Маркова Т.П. Часто болеющие дети. Взгляд иммунолога. ТОРУС ПРЕСС, 2014, 196 с. ISBN: 978-5-94588-136-5

13. Чувирова А.Г., Ярцев М.Н. Способ профилактики бронхиальной астмы у детей с рецидивирующим ларинготрахеитом и сопутствующими аллергическими заболеваниями. Патент на изобретение №2757845 (заявка №2020123084).

14. Приказ от 25.08.2014 г. № 1068 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.26 Аллергология и иммунология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)".

15. Хаитов М.Р., Шиловский И.П. Антицитокиновая терапия аллергических заболеваний: молекулярно-иммунологические механизмы и клинические основы. Москва : Издательство "Медиа Сфера", 2021. 328 с.: ил. ISBN 978-5-89084-059-2

16. Хаитов Р.М., Скворцова В.И., Хаитов М.Р. Биомедицинская безопасность: иммуногенетика и коронавирусная инфекция. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. 352 с. ISBN: 978-5-9704-7382-5

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»